Назад к списку

Территориальная организация населения.Характеристика Московской агломерации

Городская агломерация – это компактная и относительно развитая совокупность взаимодополняющих друг друга городских и сельских поселений, группирующихся вокруг одного или нескольких мощных городов-ядер и объединенных многообразными и интенсивными связями в сложное и динамическое единство; это тот ареал, то пространство потенциальных и реальных взаимодействий, в которое вписывается недельный жизненный цикл большинства жителей современного крупного города и его спутниковой зоны. 


 Городские агломерации играют роль ведущих узловых элементов в опорном каркасе расселения и в территориальной структуре хозяйства. Каждая агломерация, способствуя интеграции самых разных видов деятельности, одновременно исполняет свои вполне определённые, более или менее специализированные общехозяйственные и социальные функции. 

Поэтому городская агломерация, как и её основа – крупный город – не только форма расселения населения, но и форма территориальной организации промышленности и вообще хозяйства, это удобная для населения форма сочетания жилища с местами приложения труда, а также местами отдыха, образования и т. п. Агломерации как естественное продолжение жизненного цикла городов возникают во всем мире. В России крупнейшей агломерацией является Московская, активно идут процессы в Нижегородской, Самаро-Тольяттинской, Санкт-Петербургской и некоторых других. 

Лидером по развитию агломераций в азиатской части России является Новосибирская. Возглавляемая столицей Московская агломерация самая крупная и сложная среди агломераций России, не имеющая себе равных по территориальным размерам и численности населения, количеству городов и поселков, многообразию их типов. Прежде всего, она выделяется мощью и ролью ядра. Москва оказывает чрезвычайно сильное воздействие на окружающий район, проявляя высокую потребность в городах-спутниках. В то время, как урбанизация в стране затормозилась, не завершившись, в Московском регионе она интенсивно продолжается, для чего находятся материальные, финансовые, организационные и, что самое главное, - демографические ресурсы, остродефицитные в большинстве регионов Российской Федерации. 

1 Предпосылки развития Московской агломерации 

 Главное отличие агломерации как от регионов-субъектов, так и от муниципальных образований в том, что она никем не учреждалась и даже официально не выделялась, а сложилась в ходе векового спонтанного развития Москвы и окружающих ее территорий. Городское (очень часто промышленно-городское) агломерирование и агломерация как его результат – феномены Нового времени, они не характерные для Средних веков. Так, для феодальной Москвы, пусть и окруженной селами, слободами, монастырями, основными дополняющими субцентрами служили города-крепости и столицы бывших удельных княжеств, удаленные от нее примерно на расстояние дневного перехода войск и сгущавшиеся на опасных направлениях, например, по рубежу Оки и Угры (рисунок 1). 

 Рисунок 1- Концентрация населения вокруг Москвы в 16–20 веках 


Предпосылки к образованию Московской агломерации связаны с развитием капитализма в XIX веке. Так, промышленный переворот 1830-40-х годов обусловил превращение Москвы в один из крупнейших центров мануфактурной промышленности России, окруженный «кустами» сельских промыслов. С середины XIX века железнодорожное строительство, дублируя основные тракты, способствовало стягиванию населения к Москве и росту ее взаимосвязей с ближним окружением, задавая характерную «звездообразную» форму будущей агломерации. К 1912 году Москву (тогда - десятый по размерам населения город мира и второй в России) окружал формирующийся пояс разнообразных пригородов, в том числе промышленных, жилых, дачных и пр. 

К моменту переписи населения 1926 года, после возвращения в марте 1918 года столичного статуса и завершения восстановительного периода, формирующаяся Московская агломерация включала 8 городов и 36 поселков городского типа, при общей численности населения около 2,5 млн человек5. Ускоренная индустриализация и сопряженная с ней урбанизация, а также превращение Москвы в главный политический и экономический центр страны привели к тому, что за годы первых пятилеток людность столичной агломерации, как и ее ядра, выросла более чем в 2 раза. В этот же период (к 1940-м годам) происходит усложнение состава агломерации, где на базе основных городов-спутников Москвы формируются эмбрионы агломераций второго порядка (рисунок 2). 

 Рисунок 2- Динамика границ Московской агломерации 


В 1950-е годы эти тенденции усиливаются: растет число градообразующих отраслей промышленности, более выраженными становятся научные и другие непроизводственные функции. Развивается транспортная сеть региона, включая пригородные автобусные маршруты, электрификация более чем половины всех железных дорог резко активизирует интеграционные процессы, в т.ч. трудовые связи, и ведет к расширению зоны двухчасовой доступности Москвы. В 1959 году Москва превысила 5-миллионный рубеж, а население всей агломерации составило 9 млн. человек. Замедление темпов ее роста происходило при усложнении структуры, выраженном в ускорении роста агломераций второго порядка, которые к концу 1950-х годов окончательно оформились в составе Московской. 

Сама Москва была окружена плотным кольцом пригородов, которые по своим характеристикам и функциям стали своеобразными «внешними» районами столицы.Важным рубежом стало решение о создании Большой Москвы. В 1960-1961 годах в состав столицы была включена вся зона ее ближайших пригородов, в том числе 5 городов и 14 пгт. Территория столицы была расширена в 2,5 раза, а ее население увеличилось на 1 млн. чел. 

В 1960-е годы темпы урбанизационных процессов продолжают замедляться при расширении зоны влияния Москвы, нарастании плотности населения и хозяйственной деятельности в Московской области. К моменту переписи населения 1970 года агломерация превысила десятимиллионный рубеж (11,6 млн. человек), подойдя по отдельным направлениям вплотную к границам Московской области, а в ее составе развивались 16 агломераций второго порядка разной степени сформированности. 

В 1970-е годы дальнейшее развитие получают отрасли, определяющие научно-технический прогресс, повышается роль непроизводственных отраслей. Завершается электрификация железных дорог, строятся скоростные шоссе, растет интенсивность сообщения. Происходит интенсификация урбанизационных процессов. Число городских поселений стабилизируется, хотя население агломерации продолжает расти, достигнув в 1979 году 13,6 млн. человек, в том числе в Москве – 7,9 млн. человек. В 1970-1980-е годы внешние границы столичной агломерации по отдельным лучам приближаются к границам агломераций, развивающихся вокруг соседних областных центров, образуя ту форму расселения надагломерационного уровня, которую на Западе именуют мегалополисом.Благодаря всему вышеперечисленному, население Москвы к 1986 году превысило 8500 тыс. чел. Естественно Москва снова начала расти, ей стало тесно, и она была вынуждена шагнуть за пределы МКАД 

2 Состав Московской агломерации 

 В настоящее время территория Московской агломерации составляет не менее 20 тыс. км2, а численность населения около 16 млн. чел. Московская агломерация насчитывает примерно 100 городов, в том числе полтора десятка в соседних областях. Главная характерная особенность Московской агломерации в том, что именно здесь возник и получил развитие новый тип города – наукоград. Ещё до Великой отечественной войны в Подмосковье возникли прообразы будущих технополисов, например, город Королёв (в те годы Калининград) – центр ракетной техники, ставший затем крупнейшим аэрокосмическим комплексом. 

В Московской агломерации около трех десятков наукоградов, почти половина существующих в России. Среди них центры не только прикладной, но и фундаментальной науки – Дубна, Пущино, Протвино, Троицк, Черноголовка. Московская агломерация имеет развитый историко-культурный каркас, звеньями которого являются древние города Коломна, Дмитров, Волоколамск, Боровск и др; знаменитые монастыри, такие как, Троице-Сергиева лавра в Сергиевом Посаде, Николо-Угрешский монастырь в Дзержинском, Иосифо-Волоколамский под Волоколамском, Новый Иерусалим в Истре. Сюда же входят усадьбы – литературные гнёзда и очаги искусств, места боевой славы, связанные с событиями Отечественной войны 1812 г. и битвой под Москвой в 1941-42 гг. Всё это создает удивительно духовную атмосферу региона. Московская агломерация является также рекреационной агломерацией, благодаря насыщенности учреждениями лечения, отдыха, туризма. По общей численности мест в санаториях и других оздоровительно-лечебных объектах Подмосковье на уступает Крыму

Московская агломерация – гигантский резервуар трудовых ресурсов. Ежедневно в будние дни на работу и учёбу в Москву из окружающего района прибывает около 1200 тысяч человек, встречный поток достигает 400 тыс. человек. Многими характерными чертами отличается территориальная структура Московской агломерации. Её каркасом служат радиусы разветвлённого транспортного узла, имеющего 11 железнодорожных и 13 автомобильных магистралей, а также водные дороги Москвы-реки и канала им. Москвы. Транспортный узел определяет конфигурацию Московской агломерации – многолучевую звезду. Вдоль некоторых радиусов сформировались на десятки километров почти сплошные полосы расселения, особенно развитые на Рязанском, Ярославском, Владимирском направлениях. Центральный Федеральный округ находится под влиянием Московской агломерации (рисунок 3).  

 Рисунок 3 - Центральный федеральный округ 


В результате роста Московской агломерации, в настоящее время Московский регион является основной частью развивающегося Центрального мегалополиса. Центральный мегалополис, таким образом, по своей форме представляет «снежинку» (а не ось, как у линейных мегалополисов США и Японии), лучи которой замыкаются областными центрами (рисунок 4). 

 

Рисунок 4 - Московская агломерация 


В то же время, между Москвой и Нижним Новгородом формируется «линейный» мегалополис – его основой является ряд исторически сложившихся городских поселений, (в частности, городские поселения Владимирской области, являющиеся продолжением Орехово-Зуевскогопромышленного узла) проходящих через Московскую и Владимирскую область и его центр Владимир непосредственно, замыкаясь на агломерации Нижнего Новгорода (центр Нижегородской области), чья зона тяготения, в свою очередь, захватывает города на востоке Владимирской области. 

Дальнейшим стимулом для развития этой зоны расселения и интеграции Нижнего Новгорода в Московский мегалополис стало открытие в 2010 году скоростного сообщения между Нижним Новгородом и Москвой, которое позволило сократить время поездки между этими двумя городами до 3,5 часов.

 О сложности территориальной организации Московской агломерации свидетельствует формирование в её составе «дочерних» агломераций, так называемых агломераций 2-го порядка. Это - складывающиеся в разных местах, больше тяготея к восточной части, территориальные группы сближенных городов и поселков, тесно взаимосвязанных, объединённых общими локальными проблемами. В центральной части Московской агломерации это - Ногинско-Электростальская, Подольско-Климовская, Люберецко-Раменская, Балашихинско-Реутовская, Химкинско-Зеленоградская, Долгопрудненско-Лобненская агломерации; на периферии — Серпуховско-Чеховская, Каширско-Ступинская, Коломенская, Орехово-Зуевская, Обнинско-Нарофоминская. В некоторые периферийные агломерации 2-го порядка вошли поселения соседних областей. 

На калужском направлении у границ с Московской областью сложилась группа городов и посёлков во главе с Обнинском с общим числом жителей 240 тыс. чел. В Орехово-Зуевскую агломерацию вошли города Владимирской области — Покров, Петушки, Костерево. Происходит сближение Московской агломерации с агломерациями Калуги, Твери, Владимира, Рязани, Тулы, что усиливает связность районов в Центральной России. 

 В России пока нет условий, благоприятствующих формированию мегалополисов – самых сложных форм городского расселения. Однако, в срединной части Центральной России складывается своеобразное урбанистическое образование в виде полосы между Москвой и Нижним Новгородом, наполненной значительным количеством городов и поселков. Эта полоса приближается к состоянию, которое даёт основание называть ее мегаполисом. Полоса начинается на западе гигантской Московской агломерацией и заканчивается на востоке развитой Нижегородской агломерацией, в которй число жителей превышает 2 млн чел. 

Московская агломерация, если учитывать сформировавшиеся в ее окраинной зоне агломерации 2-го порядка имеет агломерационный радиус, превышающий 100 км, соприкасается с агломерациями соседних областных центров. У Нижнего Новгорода на некоторых наиболее развитых направлениях агломерационный радиус достигает 100 км. Ширина соединяющей агломерационные завершения полосы примерно 20-40 км. 

 Ровно посредине ее складывается биполярная Владимирско-Ковровская агломерация, включающая примерно десяток городов. Урбанизированное образование сформировалось на территории, имеющей давнюю историю. Это - колыбель русского государства, край древних ополий и городов, многочисленных гнезд разнообразных кустарных промыслов. Здесь сложились первые ареалы крупной фабричной промышленности, в которых в прошлом преобладала текстильная. Московская и Нижегородская агломерации, и прежде всего их центры, сыграли лидирующую роль в годы индустриализации и научно-технической революции, явились зачинателями новых производств и создания новых образцов техники. Издавна проявились тесные внутренние связи, укреплявшие хозяйственную и культурную ткань территории. 

В эпоху индустриализации Нижний Новгород, развиваясь по образу и подобию Москвы, выступал её дублером, особенно в таких прогрессивных отраслях как автомобилестроение, станкостроение, авиастроение, электротехника и радиоэлектроника. Кустарные промыслы и возникшая на их основе крупная промышленность создали условия для «вызревания» фабричных, заводских, кустарных сел в города. Лидером в этом процессе еще до Октябрьской революции стал Орехово-Зуево, набравший к 1917 г., когда ему присвоили статус города, 60 тыс. жителей. Среди городов подобного происхождения высока доля монофункциональных центров. Это города, чью градообразующую базу нередко составляет одно предприятие. Таковы Дрезна, Яхрома, Лакинск, Собинка (текстильные центры), Ворсма (производство инструментов), Богородск (кожевенное и обувное производства). 

Очень сильно расширили и укрепили свой экономический фундамент города – Владимир, Ковров, Ногинск, Балахна, Павлово. Новые города – центры отраслей нового века – качественной металлургии (Электросталь), электроэнергетики (Электрогорск), нефтепереработки (Кстово), приборостроения (Радужный), моторостроения (Заволжье). Для наукоградов, особенно распространенных в Московской агломерации, основой служит триада: наука – высокотехнологичное производство (обычно опытное с испытанием новых образцов) – высшее образование. Московская и Нижегородская агломерации устремляются навстречу друг к другу. Они обе асимметричны. У Московской полнее развиты восточные лучи, у Нижегородской – западные. Восточный агломерационный луч заканчивается у Кстово, а западный достигает Гороховца во Владимирской области. Санкт-Петербургская агломерация. К зоне влияния Московской агломерации также причисляют дальний областной центр Смоленск и южную часть Вологодской области (центр Вологда – Череповец – в данном случае, скорее всего, нужно говорить именно о влиянии столичной агломерации, а не о дальнейшей интеграции этих регионов в Московский мегалополис, ввиду отсутствия достаточного количества городских поселений между указанными городами и периферией Московской агломерации. 

В то же время, в соответствии со стратегией развития Смоленска, в нём предусматривается создание производств с учётом интересов Московского столичного региона.Также возможно вхождение в скором будущем во второй индустриальный пояс Московской агломерации Республики Мордовия, в связи с растущим экономическим, инвестиционным и транзитным потенциалом этого региона, хотя мордовская столица Саранск находится на весьма отдаленном расстоянии от Москвы и исторически больше тяготеет к Поволжью.Влияние Московской агломерации простирается и до более дальних регионов. Разработанный в 20-хх годах генеральный план развития Москвы и Московской агломерации предусматривал создание вокруг Москвы мощных региональных промышленных центров, включающих Калугу, Рязань, Тулу, Ярославль, Тверь, Владимир, Иваново, Нижний Новгород, Орел, Брянск, Воронеж, которые оттянули бы на себя часть населения, но сдержать рост населения Москвы оказалось невозможно. 

Таким образом, в настоящее время, фактически весь Центральный Федеральный округ находится под влиянием Московской агломерации, так как его регионы, большей частью, замкнуты на Московской рынок. Ввиду этого, будущее развитие Центрального Федерального округа будет происходить в рамках выноса производств за пределы Москвы и Московской области на территории других областей округа, что должно привести к созданию так называемой «Большой Москвы» («слияние» ЦФО в Московскую агломерацию).  

 3 Положительные и отрицательные стороны развития агломераций 

 Развитие населенного пункта в составе агломерации дает множество преимуществ, главные из которых следующие: сосредоточение научного, экономического потенциала, осуществление организационных и административных функций, широкий набор услуг, повышение уровня жизни, культуры; высокая степень использования трудовых ресурсов плотно населённого ареала и широкая возможность выбора мест приложения труда; возможность действенного регулирования крупного города развитием спутников, обладающих достаточной ёмкостью; более полное использование выгод экономико-географического положения и ресурсов данного района; возможность систематического использования культурных ценностей; наиболее полное и интенсивное использование территории.

Образование и качественное развитие городских агломераций, безусловно, выгодны и для населения. Человек, проживающий в пределах агломерации, имеет больше возможностей для самореализации (большой выбор учебных заведений, разнообразие мест приложения труда и проведения досуга). В процессе агломерирования формируется развитое городское пространство, которое приводит к закреплению полноценного городского уровня жизни (что крайне важно в условиях незавершённой урбанизации и нехватки городов на всей территории России). В условиях мировой глобализации только внутри городских агломераций возможно интенсивное развитие самих населённых пунктов, экономики, человеческой личности. 

Благодаря сосредоточению большого количества населения на определенной территории, увеличивается концентрация денежной массы, соответственно, идет более бурное развитие финансовой и банковской сфер, которое крайне необходимо экономике страны на современном этапе развития. За счет постоянно возрастающего социально-экономического и культурного потенциала агломерации, увеличивается приток рабочей силы, в том числе дешёвой, нехватка которой ощущается сегодня во многих отраслях экономики по причине их непрестижности (в отраслях жизнеобеспечения города – жилищно-коммунальное хозяйство, городской транспорт, а также торговля и общественное питание – заняты преимущественно мигранты). 

Возрастает потребность в жилье, офисах, культурно-бытовых объектах, что ведёт к оживлению строительства.Данный процесс можно в полной мере наблюдать в Московском столичном регионе. Концентрация огромного количества ресурсов (финансовых, человеческих) в определённой точке (населённом пункте) способствует притоку дополнительного капитала. Возрастает объем инвестиций в высокотехнологичные отрасли экономики. Таким образом, город и его спутниковая зона становятся центром диффузии инноваций на прилегающую территорию, повышают уровень социально-экономического развития всей окружающей территории. При полноценном развитии спутниковой зоны и городов, в ней расположенных, инновации распространяются на большую территорию. Следовательно, городские агломерации, и в первую очередь, Московская агломерация, являются «точками роста». Их развитие исключительно важно для России с её огромным пространством. Правильно спланированное развитие городских агломераций позволит более интенсивно развиваться всей территории страны. 

 Развитие городских агломераций имеет и некоторые отрицательные стороны. В пределах агломераций ведётся активное строительство, а это обусловливает сокращение зелёных насаждений и разрушение естественного ландшафта. Развитие территории агломерации способствует расселению жителей в отдалённых её частях, а работает человек, как правило, в городе-центре, это приводит к повышенным временным затратам на дорогу к развитию транспортной усталости (она формируется, если на транспорт тратится более 1,5 ч. в день). Кроме того, концентрация социально-экономического потенциала в агломерации ведёт к некоторому опустошению территории вне её. 

 Внутри городских агломераций возрастает нагрузка на территорию, появляется множество экологических проблем (повышенная загрязнённость воздуха, повышенный уровень шума и т. д.). Город является замыкающим звеном в цепи ресурсных циклов (ресурсный цикл - ряд превращений, которым подвергается сырьё до состояния конечного продукта, готового для потребления), то есть город потребляет конечный продукт. Подсчитано, что на всех этапах ресурсного цикла в окружающей среде рассеивается около 98% ресурсов, причём не исходных, а трансформируемых. Они возвращаются не в те места, где они добывались, а в города. 

Таким образом, загрязнение среды - природные ресурсы, оказывающиеся не на своём месте. Это особенно относится к Московской агломерации, так как она объединяет Москву, то есть глобального потребителя, и сельскую местность - основного поставщика. Агломерация является идеальной средой для размещения производства, это и объясняет ее вполне трагическую судьбу.Когда в России началась эпоха широкого развития индустрии, было принято решение проектировать новые города и новые промышленные районы старых городов по-другому. Эта новая планировка учитывала только промышленную целесообразность, оставляя инфраструктуры, обслуживающие человека, неразвитыми и подавляя экологические требования. Весь потенциал, которым обладал город - территория, энергетика, людские ресурсы, поверхностные и подземные воды - всё безжалостно отдавалось промышленности почти без остатка.Серьезные последствия не заставили себя ждать: выбросы промышленных отходов в атмосферу и в водоёмы, неограниченное выкачивание грунтовых вод, которое приводит к образованию пустот в грунте, почвы повреждены и истощены захоронениями отходов химическими и научно-испытательными предприятиями; из-за такого тяжёлого состояния почв, атмосферы, окружающей среды в целом, растительность уже с трудом выживает в экстремальных условиях Москвы и её агломерацийПо данным Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы на начало 2016 года, в атмосферу Москвы и её агломерации было выброшено 1984,3 тыс. тонн загрязняющих веществ, из них предприятиями - 184,3 тыс. тонн, 70% которых составляют оксиды азота. 

Наиболее крупными источниками загрязнения являются предприятия энергетики. Огромные выбросы осуществляют ТЭЦ-22 и ТЭЦ-27, находящиеся за пределами МКАД. Другим источником загрязнения является транспорт: в 2015 году в воздушный бассейн Москвы и её агломерации было выброшено 1712 тыс. тонн загрязняющих веществ. Анализ показывает, что прирост количества автотранспортных средств в последние годы значительно вырос. За счет чего реализация топлива (по которой рассчитывается доля выбросов в атмосферу) существенно увеличилась.Загрязнение водной среды является другой насущной проблемой Московской агломерации. Часть вод перед сбрасыванием в водоёмы подвергается очистке, при этом образуется около 5 млн. тонн осадков ежегодно. Их утилизация и захоронение представляют серьёзную проблему. Большие площади под Москвой занимают поля фильтрации, на которых происходит очитка сточных вод. Самые большие из них находятся под Люберцами. Тем не менее, около 80% сточных вод остаются загрязнёнными. Что же касается загрязнения водоёмов, то общая масса загрязняющих веществ, сброшенных в реки Московской агломерации за последние годы, уменьшилась на 10%.В Москве и её агломерации ежегодно образуется около 15 млн. тонн различных отходов, из них 42% поставляют станции по обработке сточных вод, 25% - промышленность, 20% - коммунальное хозяйство и 13% - строительная индустрия. Объём перерабатываемых отходов составляет не более 10% от образующихся, остальные подлежат захоронению и выбросу в водоёмы. 

Что касается захоронений отходов на территории Московской агломерации, то примеров можно привести множество: так, под Загорском находится крупнейший могильник радиоактивных отходов, а в районе Люберец недавно обнаружено захоронение продуктов разработки бактериологического оружия 5, с. 60-63.Выход из сложившейся ситуации заключается в разработке трех стратегических направлений, в которые и нужно направить огромный потенциал, которым обладает Москва и её пригороды.Первое из них - инженерно-технологическое. Его задача - разработка новых, безопасных технологий: безотходных и малоотходных, улавливание опасных ингредиентов промышленных отходов, улучшение санитарно-гигиенического обустройства рабочих мест с применением индивидуальных средств защиты. 

Это направление призвано решить проблему «в корне», но на это уйдёт не одно десятилетие. Второе направление - организационно-юридическое. Оно отвечает за контроль над предприятиями в соответствие с экологическими требованиями. Эта сфера в современных условиях развивается достаточно интенсивно. Разрабатываются официальные документы, регулирующие взаимоотношения между предприятиями и обществом в экологическом плане. И, наконец, третье направление - планировочное, которое позволит оптимально использовать природные ресурсы и свести к минимуму отрицательное воздействие неизбежных загрязнителей.  

Вывод

 Московская агломерация (Московский столичный регион) — агломерация (надгородское образование), включающая в себя Москву со всеми её пригородами; крупнейший в России макроэкономический регион (территориально-производственный узел) и межрегиональный центр социально-экономического развития и притяжения центральной части и всей России; одна из крупнейших городских агломераций мира.Тенденции развития московской агломерации сложны и многообразны. 

До конца 1980-х годов основной особенностью этой «суперагломерации» было то, что в ней резко доминировало ядро, а расположенные радиально города-спутники не только уступали ядру более чем в 50 раз по численности населения, но и были несамодостаточными в плане инфраструктуры. В ХХ веке агромерация начала постепнно терять свои сверхцентрализованные характеристики: её города-спутники уменьшили свои спальные функции и усилили самодостаточность. 

Тем не менее, московская «суперагломерация» поражает своими размерами: её население в три раза превосходит следующую по размеру в России (Санкт-Петербургскую) агломерацию. К 2025 г. её людность может составить около 21 млн. челВ настоящее время, фактически весь Центральный Федеральный округ находится под влиянием Московской агломерации, так как его регионы, большей частью, замкнуты на Московской рынок. Ввиду этого, будущее развитие Центрального Федерального округа будет происходить в рамках выноса производств за пределы Москвы и Московской области на территории других областей округа, что должно привести к созданию так называемой «Большой Москвы» («слияние» ЦФО в Московскую агломерацию).Главные преимущества агломерации - возможность всех ее жителей пользоваться услугами, доступными проживающим в крупных городах, и более широкий, чем в отдельном поселении, выбор места работы. 

При всех положительных моментах развития экономики, культуры, производства и науки, существует достаточно большое количество недостатков, которыми характеризуются мегаполисы. 

Во-первых, большая протяженность коммуникаций и постоянно возрастающая нагрузка (при активной застройке) приводит к проблемам в ЖКХ, соответственно, понижается уровень комфорта горожан.

 Во-вторых, транспортно-логистические схемы не всегда обеспечивают должный уровень скорости перевозок грузов и людей. 

В-третьих, высокий уровень загрязнения окружающей среды (воздух, вода, почва). 

В-четвертых, агломерации привлекают большую часть работоспособного населения из малых городов, которые не являются их спутниками. В-пятых, сложность административного управления большими территориями. Данные проблемы известны каждому городскому жителю, а для их устранения необходима длительная и трудоемкая работа всех городских структур.