Назад к списку

Полномочия органов и должностных лиц муниципальных образований в сфере озеленения и освещения

Развитие местного самоуправления в рамках экономических реформ постоянно изменяет муниципальное управление в России. В качестве одного из наиболее ярких проявлений этого можно выделить активное распространение на местах практики программно-целевого планирования развития территорий, а также освоение местным самоуправлением технологий проектной культуры в рамках благоустройства муниципальных образований. 


Полномочия органов местного самоуправления определены в федеральных и региональных законах, уставах муниципальных образований. Отдельные полномочия прописаны в законе о местном самоуправлении - Федеральном законе от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 17). 

Федеральный закон № 131-ФЗ к вопросам местного значения относит благоустройство и озеленение территории поселения. В современных условиях глобализации благоустройство - это очень актуальное и значимое направление устойчивого развития муниципальных образований, призванное обеспечить безопасность и благоприятные условия жизнедеятельности человека. 

Таким образом, проведение мероприятий, связанных с благоустройством, озеленением и освещением территории конкретного населенного пункта, выступает одной из приоритетных задач органов местного самоуправления, поскольку данные мероприятия способствуют повышению эффективности использования территории, а также улучшают ее внешний вид и экологическое состояние. 



Полномочия в сфере благоустройства – это права и обязанности органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения в данной сфере. Осуществление данных полномочий направлено на сохранение либо на восстановление благоприятной и комфортной среды обитания и проживания населения муниципального образования, а также на предотвращение или уменьшение негативного воздействия на эту среду различных видов деятельности человека, в том числе хозяйственной.По степени специфичности описанные полномочия можно подразделить на общие и специальные. 

К общим относятся полномочия, которые реализуются применительно к любой сфере деятельности, например связанные с управлением муниципальной собственностью, законодательством, бюджетные или иные полномочия. Преобладающая часть общих полномочий в сфере озеленения и освещения становятся таковыми по мере их реализации, в частности при принятии правовых актов, направленных на благоустройство территорий, выделении бюджетного финансирования на мероприятия и т.п. Специальные полномочия - это права и обязанности, которые возникают непосредственно при осуществлении органами местного самоуправления деятельности в сфере благоустройства, озеленения и освещения. 

Ключевые полномочия органов местного самоуправления в сфере благоустройства можно свести к осуществлению деятельности, касающейся, в основном: 

–содержания и облагораживания муниципальной среды;

 –сохранности инфраструктуры, коммуникаций и сооружений;

 –безопасности жизни в муниципальном образовании;

 –учета, мониторинга и контроля состояния объектов благоустройства;

 –постоянной доступности территорий общего пользования;

 –сохранности архитектурно-художественного облика города. 

В Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» утвержден перечень вопросов, которые требуют принятия на уровне муниципальных образований нормативно-правовых актов. К числу таких актов относится установление правил благоустройства и озеленения территории муниципального образования, использования и охраны городских лесов, расположенных в границах населенных пунктов города. Для решения вопроса озеленения и освещения на территории муниципального образования представительный орган города утверждает правила благоустройства территорий муниципального образования. 

Правила благоустройства территории муниципального образования устанавливают единые и обязательные для исполнения физическими и юридическими лицами нормы и требования в сфере внешнего благоустройства и содержания территорий в границах муниципального образования. 

 Задачами правил благоустройства являются:

- установление единого порядка содержания территории муниципального образования; 

- привлечение к осуществлению мероприятий по содержанию территории муниципального образования физических и юридических лиц;

- усиление контроля за использованием, охраной и благоустройством территории муниципального образования, повышение ответственности физических и юридических лиц за соблюдение чистоты и порядка в муниципальном образовании. 

Органы местного самоуправления имеют право на добровольной основе привлекать граждан к выполнению социально значимых работ по благоустройству. В добровольном порядке население может заняться озеленением и освещением территории муниципального образования, предварительно согласовав свои действия с администрацией (если кардинальные изменения). 

Законом субъекта Российской Федерации об административной ответственности устанавливаются составы административных правонарушений в сфере благоустройства, виды административных наказаний и перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об и рассматривать дела об административных правонарушениях. 

 Таким образом, полномочия органов местного самоуправления в сфере озеленения и освещения следует трактовать как определяемое уставом муниципального образования и иными правовыми актами единство прав и обязанностей, предоставляемых органам местного самоуправления для решения вопросов, связанных с устойчивым развитием территорий, в целях обеспечения безопасности и благонадежных условий жизнедеятельности населения, охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах населения муниципального образования и государства в целом.