Назад к списку

Политические партии: основные положения

Политические партии выделяются среди остальных общественных организаций глобальностью поставленных целей и мерой влияния на жизнь граждан. Поэтому также должно отличаться юридическое регулирования их деятельности.Принятый 11 июля 2001 г. Федеральный закон N 95–ФЗ «О политических партиях» закрепил правовой статус политических партий, создал основу правового механизма их функционирования и послужил базой для проведения партийной реформы в Российской Федерации. Между тем, процесс правовой институционализации политических партий в России в полной мере не завершен. Он находится сегодня в стадии становления. Соответственно ощутима потребность в исследовании не только правового статуса политических партий, но и особенностей данного процесса. В пользу этого говорит и относительная новизна феномена правовой институционализации российских политических партий для отечественной науки и практики. 


В отличие от юридической науки зарубежных стран, особенно стран, которым присуща западная модель демократии с ее неотъемлемым принципом многопартийности, в отечественной юриспруденции вопросы развития политических партий и их правового статуса в России еще мало изучены и не получили должной разработки в контексте современных демократических реформ в России. Поэтому вопросы развития политических партий и их юридического положения в России имеет значительную актуальность. 

Политическая партия – одно из важных достижений цивилизации, необходимый для нормальной общественной жизни политический институт. Партия, пожалуй, самая политическая из всех общественных организаций: ее целью является завоевание и удержание власти, осуществление прямых и обратных связей между обществом и государством. Обратная связь помогает партии выполнять уникальную роль – агрегирования, согласования, выведения на политический уровень реальных и многообразных интересов, существующих или вновь зарождающихся в обществе. 

В современную эпоху ведущую, а часто и решающую роль в организации и в ходе борьбы за власть, особенности которой, конечно, обусловлены либо многопартийным, либо однопартийным характером политической системы, обычно играют политические партии, пользующиеся авторитетом в обществе.Процесс создания и регистрации политических партий в России регулируется Федеральным законом от 11 июня 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях». В нем определяются основные положения о том, какой должна быть структура партии, название и символика, а также процесс ее регистрации и перечень необходимых документов. 

Административно-правовой статус политических партий реализуется ими во взаимоотношениях с государственными и муниципальными органами, которые в соответствии с требованиями Конституции РФ обеспечивают соблюдение прав и законных интересов общественных объединений всеми имеющимися в их распоряжении силами и средствами. 

К административным правам политических партий следует отнести: 

- право распространять информацию; 

- право политических партий участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления;

- право на участие политических партий в выработке решений органами государственной власти и местного самоуправления;

- право выдвигать кандидатов (списки кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и другие. 

Любой гражданин России, достигший указанного в законодательстве возраста, может быть выдвинут кандидатом на выборах в законодательные (представительные) органы власти от политической партии. Главным критерием «отбора» в этом случае является, как правило, его значимая общественная либо профессиональная деятельность, способность соблюдать правила политической этики. Однозначного, утвержденного перечня критериев к кандидату с точки зрения его профессиональной деятельности, индивидуальных особенностей поведения и моральных установок не существует. 

Решение вопроса о возможности выдвижения в кандидаты – субъективная оценка партийного большинства. Представляется, что конституционный принцип политического плюрализма и конституционное право граждан на объединения теоретически допускают возможность одновременного членства гражданина в различных политических партиях. Думается, запрет должен быть не нормативного установления, а морального характера. 

Иными словами, каждый человек должен самостоятельно решить, поддерживает он одну политическую партию и, соответственно, входит в ее ряды или у него отсутствуют политические убеждения и/или морально–этические установки и гражданин примыкает к различным политическим партиям.В заключение необходимо отметить, что рассмотренные проблемы правового регулирования положения политических партий, безусловно, не исчерпывают современный каталог проблем и пробелов. Думается, современное законодательство о политических партиях в серьезной степени нуждается в дальнейшем совершенствовании.