Назад к списку

Монетизация образования детей-инвалидов

Социальная защита граждан, предоставление льгот и компенсаций, является одним из важнейших вопросов деятельности государства, приоритетом для всех уровней государственной власти. В Конституции Российская Федерация названа социальным государством, что предполагает обеспечение благополучия и защищённость граждан. Незащищенным и особо заслуженным гражданам России положен широкий перечень государственных льгот. Но часто случается так, что льготник не имеет возможности воспользоваться предоставленной привилегией по причине ограниченной подвижности или проживания в отдаленном населенном пункте. 

В таких случаях становится актуальной монетизация льгот, позволяющая заменить социальные услуги денежной компенсацией.Одним из важных политических и социальных событий 2004 года стало принятие Федерального закона «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». 


С тех пор замена натуральной формы предоставления социальных льгот денежными выплатами находится в центре внимания специалистов, ученых и широкой общественности. Помимо этого в наше время в России стоит острый вопрос, связанный с проблемами детей-инвалидов в современном социальном обществе. Данный вопрос касается практически всех сторон общества, от законодательных актов и социальных организаций, которые призваны оказывать помощь этим детям, до атмосферы, в которой живут их семьи. Число детей-инвалидов с каждым годом становится все выше и выше. Этому способствует множество факторов: невысокий уровень медицины в России, нехватка финансирования, плохая экология, высокий уровень заболеваемости родителей (особенно матерей), рост травматизма, детская заболеваемость, и т.д.


К детям инвалидам относятся дети, которые значительно ограничены в жизнедеятельности, социально дезадаптированы вследствие нарушения роста и развития, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, трудовой деятельности и т.д. Проблема инвалидности является актуальной проблемой, что аргументируется убедительными данными международной статистики, согласно которой число инвалидов во всех странах велико и четко прослеживается тенденция к его увеличению.Одной из острых социально-экономических и демографических проблем российского общества является введение детей с ограниченными возможностями в социум. 


Острота данной проблемы разъясняется многими обстоятельствами, выработавшимися на сегодняшний день в России. В соответствии с законом любому ребенку, в том числе ребенку-инвалиду, государство обязалось обеспечить адекватное его возможностям воспитание и образование, необходимую реабилитацию и социальную поддержку. Современное российское законодательство, вырабатывающее определенный уровень толерантности к детям с ограниченными возможностями, соответствует общепризнанным международным стандартам и имеет гуманистическую направленность. 


В России формируется и действует сеть реабилитационных учреждений, школ-интернатов, центров социальной помощи семье и ребенку-инвалиду, спортивно-адаптивных школ для инвалидов и так далее.
Монетизация льгот – это процедура, предусматривающая отказ от льготы в натуральном выражении в пользу эквивалентной ей денежной суммы. Введена она была в процессе проведения социально-экономической реформы 2004 года. На тот момент стало ясно, что унаследованная от СССР система льгот является непомерным бременем для федерального бюджета. 


Ситуация осложнялась также и наличием большого количества связанных с льготной системой проблем:
–коррупцией, по причине которой привилегиями пользовались не реальные льготники, а купившие себе статус лица;
–хищением бюджетных средств – например, активно развивался теневой бизнес по реализации государственных лекарств, которые так и не доходили до нуждающихся в них граждан;
–убытками муниципального транспорта (большое количество льготников, в том числе получивших свое право незаконно, привело к тому, что практически половина билетов не оплачивалась);
–несправедливостью по отношению к деревенским жителям, которые лишены возможности реализовать свое право на льготы в связи с отсутствием необходимой инфраструктуры. 

Для исправления сложившейся ситуации 22 августа 2004 года был принят закон №122-ФЗ, получивший народное название «закон о монетизации». Закон № 122 направлен на уравнение прав всех граждан путем гарантированной оплаты (монетизации) льготных прав.Тогда правом на льготы пользовались 70% населения (более 100 млн человек), и насчитывалось около 120 различных видов льгот. С тех пор количество льготников возросло в несколько раз. За период, прошедший от даты издания закона, значительная часть льгот была переведена в денежную форму, особенно предоставляемых на федеральном уровне. 


Но в большинстве регионов России население по-прежнему предпочитает пользоваться льготой, считая, что монетизация не компенсирует получаемые выгоды.Система льгот широко распространена в России и направлена на оказание государственной помощи наименее защищенной части населения, к которой относятся пенсионеры, инвалиды, многодетные семьи, сироты и так далее. Вторая категория льготников – это лица, имеющие особые заслуги перед страной, например, участники боевых действий, ветераны ВОВ, доноры и так далее. Часть компенсаций выплачивается в денежной форме как специальных пенсия и пособия, в том числе материнский капитал. Такие суммы имеют фиксированные размеры. 

В рамках темы данной статьи особое внимание было уделено вопросам образования и реабилитации особого ребенка в условиях монетизации льгот. В контексте данной статьи понятие «особый ребенок» рассматривается как «ребенок-инвалид». 


Исходя из положений Закона № 181-ФЗ и Семейного кодекса РФ, под ребенком-инвалидом понимается лицо, не достигшее 18 лет, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость социальной защиты.В России существует развитая нормативно-правовая база, закрепляющая и защищающая права инвалидов, в том числе и детей с ограниченными возможностями. 
Детская инвалидность в России – это острая правовая проблема. В последнее время статистика детей инвалидов неутешительна. Как и во всем мире, на территории РФ количество больных моложе 18 лет стремительно растет. Показатели увеличиваются с каждым годом. По данным Пенсионного фонда Российской Федерации из Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, по состоянию на 1 ноября 2018 года в Российской Федерации насчитывается детей-инвалидов стране 655 тыс. человек.

Среди многочисленных проблем, с которыми сталкиваются родители ребенка с ограниченными возможностями, на первый план выступают две наиболее значимые. Первая и основная – получение доступного образования, вторая – отношение окружающих. Существование изоляции детей-инвалидов в современном российском обществе является следствием слабого развития инфраструктуры для этой категории населения (во многих общественных местах не предусмотрены пандусы, отсутствует в должном объеме специализированный транспорт и т.п.), наличием специализированных, закрытых учебных заведений, и еще отношением окружающих к людям с ограниченными возможностями. Тем не менее, некоторые родители сами стараются «изолировать» своих детей от общества по причинам того, что в нашей стране инвалидность зачастую ассоциируется с неблагополучием, проблемами семей, в которых есть люди-инвалиды. Получается «замкнутый круг». 


И, тем не менее, в обществе - на этот раз в государственной системе социальных институтов, происходят изменения, которые все-таки имеют перспективы расшатать эту модель взаимодействия.В настоящее время различные государственные и коммерческие Центры (медицинские, реабилитационные, досуговые, развивающие, психологопедагогические, лекотеки, группы в детских садах, общественные организации, благотворительные фонды и, в конце концов, сообщества родителей детей-инвалидов) проводят работу, направленную на удовлетворение потребностей «особенных» детей, потребностей в медицинском сопровождении, образовании и социальных контактах. Также улучшается организация учебного процесса, регулярность и порядок организации внеучебных мероприятий, благоустройство городских улиц и мест общественного пользования, позволяющих свободное передвижение на инвалидной коляске, активную работу социальных центров в организации досуга для таких детей и пр. Конечно, пока однозначно нельзя утверждать, что эти потребности достаточно удовлетворяются. Но, уже можно с уверенностью отметить, что положительная динамика есть, а это уже достижение для общества.Если ребенок имеет статус «ребенок-инвалид», государство наделяет его следующими правами: дополнительная материальная поддержка и натуральная помощь государства.

 
Натуральная помощь государства предоставляется в виде дополнительная бесплатная медицинская помощь и бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.Федеральный закон «О детях-инвалидах» в 2018 году претерпел некоторые существенные изменения. Что характерно для новопринятых стандартов и принципов социальной поддержки этой категории льготников, то к уже имеющимся видам преференций добавились дополнительные виды помощи. Также параллельно вносились правки в особенности осуществления региональной политики в этой сфере. Согласно мнениям специалистов, законодательство для детей-инвалидов после принятых изменений стало в разы эффективнее.Присвоение льготного статуса является веским основанием для дополнительной социальной поддержки со стороны государства и муниципалитета. Поэтому был дополнен и утвержден список льгот, на которые могут рассчитывать представители этой категории.Уже несколько лет по всей территории России реализовывается программа «Доступная среда». 


Это комплекс мероприятий, который направлен на формирование комфортных условий развития и воспитания инвалидов всех групп, позволяющий максимально полно участвовать в общественной жизни.
Образование инвалидов представляет собой доступное средство развития, адаптации лиц с отклонениями состояния здоровья на основе льготных условий, предусмотренных законодателем. В качестве позитивных изменений стоит отметить, что 1 сентября 2016 вступили в силу утвержденные Министерством образования и науки Федеральные государственные образовательные стандарты. С нового учебного года школы должны будут соответствовать требованием ФГОС при обучении детей с особенностями развития и специальными образовательными нуждами. По новым стандартам все учителя обязаны уметь работать с особенными детьми, а условия в учебном заведении должны быть приспособлены для разных групп людей с инвалидностью (неслышащих, слабослышащих, незрячих, слабовидящих, детей с нарушением опорно-двигательного аппарата).