Назад к списку

Типы стратегий развития и их особенности

Стратегия необходима для преодоления статичности в развитии организации, а также для обеспечения ее целостности. Эффективная стратегия развития бизнеса способна обеспечить долгосрочное развитие компании, реализацию максимального потенциала команды в быстро изменяющейся деловой среде, при нестабильных экономических и политических условиях. Именно наличие стратегии развития и постоянное осуществление стратегического управления бизнесом является важнейшим требованием для современного бизнеса.


Несмотря на уникальность каждой стратегии развития компании, в современной науке выделен ряд основных видов стратегий, наиболее оптимальных для их реализации в определенных условиях, что, несомненно, облегчает и упорядочивает процесс формирования стратегии в практической деятельности (рисунок) . 

 Рисунок – Типология стратегий развития 


Каждая из присутствующих в данной типологии стратегия связана с изменением одного или нескольких элементов, к которым относится отрасль, рынок, положение компании внутри отрасли, продукт либо технология.Таким образом, можно выделить следующие укрупненные группы стратегий:

 1.Группа стратегий концентрированного роста. К данной группе относятся: 

 –стратегия усиления позиций на существующем рынке, которая заключается в усилении позиций на имеющемся рынке с имеющимся продуктом. Данная стратегия направлена на работу с выпускаемым продуктом на конкретном постоянном рынке сбыта. Для данной стратегии характерно то, что рисков здесь практически нет. Ведь менять не требуется ничего, рынок остается прежним, собственно, как и продукт. Самым худшим результатом может стать то, что прогресса, как такого, просто не будет. То есть, производственная деятельность останется на прежнем уровне;–стратегия развития рынка направлена на расширение спектра рыночных ниш с использованием прежнего продукта. В рамках реализации данных стратегий компании часто прибегают к маркетинговому стимулированию потребителя, к каким–либо свойствам продукта, ранее не используемым в рекламной коммуникации. Таким образом, развитие рынка происходит за счет изменения географических либо демографических ориентиров. Стратегию развития рынка допустимо применять тем компаниям, где имеется достаточно высокий уровень продаж, спрос на товар. Также не должно быть много конкурентов в своей отрасли, и имеется новый, не завоеванный рынок; 

 – стратегия развития продукта заключается в достижении эффекта роста за счет реализации нового продукта компании на освоенном ранее рынке. Стратегия применяется компанией в том случае, если есть какие–либо свежие идеи относительно улучшения товара. Возможен вовсе переход на новый продукт, то есть для данной стратегии характерна инновация. В данном случае используется база и опыт работы с конкретной конъюнктурой для реализации нового вида товара. Главное, на что необходимо обратить внимание при переходе на новый продукт, – это уверенность в том, что покупатель будет заинтересован в нем. 

 2. Группа стратегий интегрированного роста. Данная стратегия подразумевает развитие бизнеса путем расширения и открытия новых структур. Прежде чем применять эту стратегию на практике, следует быть уверенным в силе и прочности своего бизнеса. Компания может приобретать собственность, а может производить расширение изнутри. Стратегии интегрированного роста разделяют на две группы: 

 – стратегия обратной вертикальной интеграции заключается в поглощении либо усиления влияния над структурами, осуществляющими поставку элементов для производства продукта. Компании, предпочитающие решать задачу роста данным способом, имеют возможность обеспечить бесперебойность и оптимизацию снабженческой функции, а также получить новый источник дохода;

 – стратегия вперед идущей вертикальной интеграции реализуется за счет осуществления контроля над структурами, которые занимаются распределением и продажами. Такого рода стратегия зачастую применяется крупными сетевыми компаниями. 

 3.Третьей группой стратегий развития бизнеса являются стратегии диверсифицированного роста. Эти стратегии реализуются в том случае, если компании дальше не могут развиваться на данном рынке с данным продуктом в рамках данной отрасли. К ним относятся:

 –стратегия центрированной диверсификации – заключается в производстве нового товара с использованием освоенной ранее технологии, при этом прежний продукт остается в основе портфеля доходности; –стратегия горизонтальной диверсификации - предусматривает внедрение в производство ранее не используемой технологии, которая дает возможность создавать совершенно новые продукты. При этом реализация товаров будет осуществляться посредством уже сформированной сети сбыта, поэтому компании не нужно заниматься поисками поставщиков и потребителей;

 –стратегия конгломеративной диверсификации – является одной из самых сложно реализуемых и предполагает производство нового товара не связанно технологически с предыдущем и его реализация на новом рынке. Фактически это означает начало нового вида деятельности.

4. Последняя группа стратегий развития бизнеса связаны с частичным или полным завершением деятельности организации. Решение о принятии подобной стратегии в качестве последнего средства принимается вынужденно, для перераспределения сил предприятия, которое приходит в упадок по различным причинам и сокращение помогает решить определенные задачи на данном этапе, с тем, чтобы попытаться выйти из сложившейся ситуации и тогда уже подбирать новую стратегию. Но, несмотря на вынужденное её использование, рассудительное и избирательное следование тезисам данной стратегии действительно может помочь избежать ликвидации и стать на ноги, или же выйти из тупиковой ситуации с наименьшими потерями, для чего в стратегии сокращения существуют отдельные подходы, используемые в зависимости от ситуации. 

 К данной группе относят стратегии сокращения:

 –стратегия ликвидации – предполагает полное сокращения бизнеса. Данная стратегия является самой крайней, нацеленной на полное сворачивание бизнеса, который не представляется возможным вести в дальнейшем. Само собой, минусов у данной стратегии много, тем не менее, в том случае, если стратегия ликвидации принята добровольно и вовремя, руководитель может, по крайней мере, свести все возможные потери к минимуму и, например, продать убыточное предприятие за его остаточную стоимость;

 –стратегия «сбора урожая» – применяется в случаях наличия прогнозов отсутствия возможных перспектив деятельности и заключается в максимизации прибыли в период до полного сокращения. С этой целью руководство предприятия может принять решение о продаже отдельных элементов комплекса, сокращении штата, минимизации закупок и даже снижении качества производимой продукции. Таким образом, до момента ликвидации предприятия бизнес постепенно сокращается, принося максимально возможную в данной ситуации прибыль;

 –стратегия сокращения – направлена на частичное сокращение деятельности с целью увеличения срока функционирования. В ситуации, когда расходы постоянно превышают доходы, а долги растут, предприятие идет вниз по наклонной своего развития и чтобы это остановить, приходиться отказываться от его убыточных составляющих, каковыми являются недоходные структурные подразделения, филиалы и т.п. –стратегия сокращения расходов –основана на исключении крупных источников затрат. Такая стратегия применяется тогда, когда для дальнейшего роста предприятия нужно освободить достаточно ресурсов и чтобы это выполнить, придется предпринять ряд действий, среди которых могут использоваться: снижение объемов производства, уменьшение штата, сокращение части ассортимента, отказ от одной или нескольких торговых марок и т.п. Чаще всего, такая стратегия временная и ее последствия вполне обратимы. 


В практике компания может одновременно реализовывать несколько стратегий. Комбинированная стратегия предполагает сочетание отдельных базовых стратегий, в зависимости от ситуации или условий для каждого вида бизнеса.