Назад к списку

Ключевые факторы стоимости компании

Одной из приоритетных задач современной России является создание инновационной экономики, реализация которой направлена на модернизацию экономического и социального развития страны за счет обширного внедрения последних достижений научно-технического прогресса и высоких технологий. В этой связи первостепенной становится задача определения стоимости компании и факторов, её формирующих, а также оценки результатов экономической и инвестиционной деятельности компании. В условиях стремительно развивающихся рыночных отношений в России объектом сделок купли-продажи становятся не только отдельные товары, но и целые компании. 


Объективная оценка стоимости создает оптимальные условия для экономической привлекательности компании, принятия стратегически продуманных финансовых решений по привлечению в компанию инвестиций и внедрению инноваций. Разработанные концепции стоимости не предоставляют однозначного подхода к решению проблемы стоимости компании. При этом как показывают многие эмпирические исследования, экономическая прибыль, как оценка деятельности, несомненно, имеет большое практическое значение, как для самих компаний, так и для заинтересованных инвесторов в возвратности вложенных капиталов. Такой подход приобретает все большую популярность у оценщиков стоимости компаний в России. 

 1 ПОНЯТИЕ ФАКТОРОВ СТОИМОСТИ КОМПАНИИ 

Стоимость компании является фундаментальной экономической категорией, определяющей основное направление развития теории и практики бизнеса в современном мире. Управление стоимостью требует понимания и выделения элементов рутинных операций и стратегических решений, которые более всего влияют на стоимость компании.Приоритетным итоговым критерием результативности компании считается стоимость для акционеров на фондовом рынке, однако она не может быть в полной мере использована в качестве инструмента принятия решения.

Общая доходность для акционеров (TSR) в большей степени показывает расхождение между рыночными ожиданиями и реальными результатами, нежели сами результаты и способы, с помощью которых они были достигнуты. При этом на ценовую динамику акций также оказывает сильное влияние состояние рынка и отрасли в целом.Перспективы стоимости компании определяются долгосрочной способностью компании производить денежный поток, т.е. измеряются с помощью величины дисконтированного денежного потока. Этим способом можно оценить конкретные инвестиционные и стратегические решения. 

 Основная сложность данного подхода заключается в проблеме прогнозирования.Фактор стоимости, на самом деле, это просто любая переменная величина, влияющая на стоимость компании. Однако, чтобы факторами стоимости можно было воспользоваться, надо установить их соподчиненность, определить, какой из них оказывает наибольшее влияние на стоимость, и возложить ответственность за этот фактор на конкретных людей, участвующих в достижении целей организации. Для этого необходимо разработать досконально продуманную систему факторов стоимости - до самого детального уровня, где фактор стоимости увязывается с показателями, на основе которых принимаются решения, зависящие непосредственно от оперативных и функциональных менеджеров. 

 Общие факторы стоимости, такие как рост объема продаж, оборачиваемость капитала, прибыль от основной деятельности, в равной степени применимы практически ко всем деловым единицам, но им не хватает конкретности, и они приносят немного пользы на низовом уровне. Определение факторов стоимости на различных уровнях представлено на рисунке 1. 

 Рисунок 1- Определение факторов стоимости на различных уровнях 


Таким образом, факторы стоимости можно использовать на трех уровнях: на общем, где прибыль от основной деятельности в сочетании с показателем инвестированного капитала служат базовой основой для расчета рентабельности инвестиций; на уровне деловой единицы, где особенно приемлемы такие параметры, как клиентская база; и на низовом уровне, где требуется предельная детализация, чтобы увязать факторы стоимости с конкретными решениями, находящимися в компетенции оперативных менеджеров. 

 2 КЛЮЧЕВЫЕ ФАКТОРЫ СТОИМОСТИ КОМПАНИИ

 Выявление ключевых факторов стоимости — это также творческий процесс, в котором приходится действовать методом проб и ошибок. С помощью механических приемов, базирующихся на имеющейся информации, и чисто финансовых подходов очень редко удается выявить ключевые факторы стоимости. Факторы стоимости не рекомендуется рассматривать в отрыве друг от друга. К примеру, повышение цены само по себе может существенно увеличить стоимость, но только если это не повлечет за собой потерю значительной доли рынка. 

По этой причине лучше анализировать различные сценарии развития событий, чтобы лучше понять взаимосвязи между факторами стоимости. Сценарии показывают, как отразятся на стоимости компании или ее деловой единицы различные сочетания совместимых предпосылок, и тем самым помогают менеджерам увидеть взаимосвязь стратегии и стоимости. Факторы стоимости компании являются некой переменной, от которой зависит результативность предприятия. Они являются опережающими индикаторами (в отличие от отсроченных финансовых индикаторов, отражающих прошлые результаты).Факторы стоимости могут быть количественными и качественными, материальными и нематериальными. При этом можно выделить три основные группы факторов:

 1) измеряемые факторы эффективности (рентабельность инвестиций, экономическая прибыль, уровень прибыли, денежный поток, рентабельность собственного оборотного и капитала, удельные издержки на единицу продукции, производительность труда и др.); 

 2) внутренние факторы (факторы стоимости отдельных активов – запасы, долги, вложения, управленческая команда, состояние производственных мощностей); 

3) внешние факторы окружения (рынок, конкуренты, товары-заменители, законодательство, технологическое развитие в отрасли и др.).Факторы эффективности определяют цели, их достижение происходит путем влияния менеджеров на внутренние факторы, при этом внешние факторы также необходимо учитывать. 

Единицами измерения факторов стоимости компании являются ключевые показатели деятельности (KPI). Они используются для создания набора целевых нормативов и последующей оценки деятельности компании.Грамотное определение факторов стоимости компании требует соблюдения трех принципов: 

1) факторы должны быть привязаны к созданию стоимости на всех уровнях организации;

 2) факторы стоимости должны быть выражены как финансовыми, так и операционными KPI;

 3) факторы стоимости должны отражать как текущую деятельность компании, так и ее долгосрочные перспективы. 

Процесс определения факторов стоимости компании состоит из трех стадий: 

1) распознавание (построение дерева факторов стоимости, которое выявляет связь оперативных элементов бизнеса с процессом создания стоимости);

 2) установление приоритетов – выявление факторов, оказывающих наибольшее влияние на стоимость (построение модели дисконтированного денежного потока, с помощью которой происходит анализ чувствительности стоимости на малейшее изменение каждой выбранной переменной и определение потенциала каждого фактора стоимости);

 3) институционализация (введение факторов стоимости в набор целевых нормативов деятельности компании). 

Приоритетность избранных факторов стоимости компании не является величиной постоянной и требует регулярного пересмотра.Выбор ключевых финансовых факторов осуществляется на основе как минимум 5 критериев: 

 -стратегии и жизненного цикла компании;

 - чувствительности результирующего финансового показателя, например EVA, к различным финансовым факторам стоимости; 

 - потенциала улучшения показателей;

-волатильности (изменчивости) показателей. 


Все финансовые факторы стоимости условно можно разделить на 4 группы показателей: показатели, отражающие стратегическую эффективность компании, эффективность операционной деятельности, инвестиционной деятельности и финансовой деятельности (рисунок 2). 


 Рисунок 2 - Финансовые факторы стоимости компании 


Одним из наиболее распространенных показателей является экономическая добавленная стоимость (EVA – Economic Value Added). 

Формула расчета: EVA = NOPAT — NA . WACC,где NOPAT (Net Operating Profit After Taxes) — чистая операционная прибыль после налогообложения; WACC (Weighted Average Cost of Capital) — стоимость капитала; NA (Net Assets) — инвестированный капитал. 

 Следовательно, показатель EVA отражает успехи менеджмента по достижению стратегической цели бизнеса - максимизации стоимости компании. При этом задача определения рычагов воздействия на стоимость сводится к определению финансовых факторов, которые в наибольшей степени влияют на экономическую добавленную стоимость.Эффективность операционной деятельности отражает результаты основной деятельности компании по увеличению продаж, снижению издержек или повышению производительности. 

Можно предположить, что улучшение данных показателей может быть достигнуто без существенных дополнительных вливаний.Эффективность инвестиционной деятельности отражает эффективность инвестиционных проектов, осуществляемых компанией. Под инвестиционными проектами в данном случае понимаются любые проекты, связанные с инвестированием денежных средств (не меньше заранее оговоренной суммы) в реальные активы на срок более 1 года. Как правило, данная группа показателей закрепляется за руководителем по стратегии или по маркетингу, поскольку именно ими принимаются решения о расширении бизнеса и стимулировании продаж. Эффективность финансовой деятельности. Данная группа показателей фактически представляет собой прерогативу финансового директора и отражает эффективность его работы по привлечению различных источников финансирования компании, управлению оборотным капиталом и размещению свободных денежных средств на фондовом рынке.Стратегическая эффективность компании. Одной из проблем, возникающей при внедрении стоимостного управления в компаниях является невозможность использования самой стоимости для оперативного управления бизнесом. 

Проблема в том, что сама стоимость не всегда отражает только результат работы менеджеров: на нее влияют внешние факторы (например, прогноз развития рынка или поведение инвесторов), и, кроме того, формула ее расчета слишком сложна для понимания рядовыми сотрудниками. Именно поэтому в мире для управления стоимостью применяются показатели на основе экономической прибыли, которые, с одной стороны, в наибольшей степени взаимодействуют с рыночной оценкой стоимости, а с другой стороны, могут быть использованы в оперативном управлении компанией.

Таким образом на основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы. 

Стоимость компании является фундаментальной экономической категорией, определяющей основное направление развития теории и практики бизнеса в современном мире. 

Единицами измерения факторов стоимости компании являются ключевые показатели деятельности (KPI). Они используются для создания набора целевых нормативов и последующей оценки деятельности компании.Факторы стоимости компании являются некой переменной, от которой зависит результативность предприятия. Они являются опережающими индикаторами (в отличие от отсроченных финансовых индикаторов, отражающих прошлые результаты).

Факторы стоимости могут быть количественными и качественными, материальными и нематериальными.Все финансовые факторы стоимости условно можно разделить на 4 группы показателей: показатели, отражающие стратегическую эффективность компании, эффективность операционной деятельности, инвестиционной деятельности и финансовой деятельности.Одним из наиболее распространенных показателей является экономическая добавленная стоимость (EVA – Economic Value Added).Самым распространенным методом в мире для управления стоимостью применяются показатели на основе экономической прибыли, которые, с одной стороны, в наибольшей степени взаимодействуют с рыночной оценкой стоимости, а с другой стороны, могут быть использованы в оперативном управлении компанией.